Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье обоснована необходимость психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка со сложным дефектом, обусловленная противоречием между значимостью данной проблемы и недоста-точностью практических рекомендаций к сопровождению семьи ребенка со сложным дефектом.
Цель статьи — обосновать содержание коррекционной работы по психолого-педагогическому сопровождению семьи ребенка со сложным дефектом.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ психолого-педагогической литературы, изучение опыта работы педагогов, подбор и адаптация диагностических методик, изучающих особенности развития ребенка со сложным дефектом, состояние детско-родительских взаимоотношений в его семье, а также анализ экспериментальных данных, полученных в ходе эксперимента.
Результаты. Уточнены теоретические подходы к решению пробле-мы психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка со сложным дефектом, определены методики для изучения состояния детско-родительских отношений в данной семье, на практике апробировано содер-жание коррекционно-развивающей работы в процессе психолого-педагогического сопровождения членов семьи ребенка со сложным дефектом.
Обсуждение. Результативностью исследования можно считать поло-жительную динамику в формировании жизненных компетенций у ребенка со сложным дефектом, решение проблем эмоционального выгорания матери и трудностей отца, повышение уровня компетентности членов семьи в работе с ребенком и изменение отношения к нему.
Заключение. Делается вывод о том, что реализация предложенного содержания работы по психолого-педагогическому сопровождению семьи ребенка со сложным дефектом способствует как развитию самого ребен-ка, так и решению трудностей взаимодействия родителей с ним и проб-лемы эмоционального выгорания матери.
психолого-педагогическое сопровождение семьи, ребенок со сложным дефектом, детско-родительские отношения
– доказано, что психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка со сложным дефектом станет эффективнее, если будет осуществляться как с самим ребенком в виде коррекционной работы по развитию его зрительного и слухового восприятия, на этой основе формирование навыков самообслуживания и взаимодействия, так и с его родителями в виде психокоррекционной работы по преодолению их эмоционального выгорания, а также освоению родителями способов взаимодействия с ребенком, его обучения и воспитания.
Лысова, А. А. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ РЕБЕНКА СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ [Текст] / А. А. Лысова, А. А. Матвеева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2019. — № 2. — С. 156-166. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.20.25.011.
1. Басилова Т. А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением // Дефектология. 1996. № 3. С. 47–55.
2. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. М., 2006. – 240 с.
3. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб. : Речь, 2005. – 477 с.
4. Платонова С. В., Прокопьева М. М. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с умственной отсталостью // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 6. С. 269–273.
5. Степанова Н. А., Лещенко С. Г., Хаидов С. К. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: организация, содержание, технологии // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. с.75–86
6. Жигорева М. В. Комплексная модель сопровождения развития дошкольников со сложными нарушениями : монография. М. : РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2009. – 145 с.
7. Павлова К. Е., Евдокарова Т. В. Детско-родительские отношения как основа благополучной социализации детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 25. С. 358–360.