Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 2 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.20.25.011
УДК: 371.9:15
ББК: 74.5:88
А. А. Лысова ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
А. А. Матвеева ORCID
Учитель-дефектолог Муниципального автономного учреждения «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Курчатовского района г. Челябинск»
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ РЕБЕНКА СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ
Аннотация

Введение. В статье обоснована необходимость психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка со сложным дефектом, обусловленная противоречием между значимостью данной проблемы и недоста-точностью практических рекомендаций к сопровождению семьи ребенка со сложным дефектом.

Цель статьи — обосновать содержание коррекционной работы по психолого-педагогическому сопровождению семьи ребенка со сложным дефектом.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ психолого-педагогической литературы, изучение опыта работы педагогов, подбор и адаптация диагностических методик, изучающих особенности развития ребенка со сложным дефектом, состояние детско-родительских взаимоотношений в его семье, а также анализ экспериментальных данных, полученных в ходе эксперимента.


Результаты. Уточнены теоретические подходы к решению пробле-мы психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка со сложным дефектом, определены методики для изучения состояния детско-родительских отношений в данной семье, на практике апробировано содер-жание коррекционно-развивающей работы в процессе психолого-педагогического сопровождения членов семьи ребенка со сложным дефектом.

Обсуждение. Результативностью исследования можно считать поло-жительную динамику в формировании жизненных компетенций у ребенка со сложным дефектом, решение проблем эмоционального выгорания матери и трудностей отца, повышение уровня компетентности членов семьи в работе с ребенком и изменение отношения к нему.

Заключение. Делается вывод о том, что реализация предложенного содержания работы по психолого-педагогическому сопровождению семьи ребенка со сложным дефектом способствует как развитию самого ребен-ка, так и решению трудностей взаимодействия родителей с ним и проб-лемы эмоционального выгорания матери.

Ключевые слова

психолого-педагогическое сопровождение семьи, ребенок со сложным дефектом, детско-родительские отношения

Основные положения

– доказано, что психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка со сложным дефектом станет эффективнее, если будет осуществляться как с самим ребенком в виде коррекционной работы по развитию его зрительного и слухового восприятия, на этой основе формирование навыков самообслуживания и взаимодействия, так и с его родителями в виде психокоррекционной работы по преодолению их эмоционального выгорания, а также освоению родителями способов взаимодействия с ребенком, его обучения и воспитания.

Цитировать публикацию

Лысова, А. А.  ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ РЕБЕНКА СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ [Текст] / А. А. Лысова, А. А. Матвеева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  2. — С. 156-166. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.20.25.011.

Библиографический список

1. Басилова Т. А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением  // Дефектология. 1996. № 3. С. 47–55.

2. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. М., 2006. – 240 с.

3. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб. : Речь, 2005. – 477 с.

 

4. Платонова С. В., Прокопьева М. М. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с умственной отсталостью // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 6. С. 269–273.

5. Степанова Н. А., Лещенко С. Г., Хаидов С. К. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: организация, содержание, технологии // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. с.75–86

6. Жигорева М. В. Комплексная модель сопровождения развития дошкольников со сложными нарушениями : монография. М. : РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2009. – 145 с.

7. Павлова К. Е., Евдокарова Т. В. Детско-родительские отношения как основа благополучной социализации детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 25. С. 358–360.